Поездки паломников в Почаев и Зимненский монастырь.
 
 

 Почаевская лавра - православный мужской монастырь (лавра) в Почаеве (Тернопольская область). Крупнейшая православная святыня Волыни и вторая, после Киево-Печерской лавры, в Украине.
По легенде, монастырь основали монахи Киево-Печерского монастыря, бежавшие от нападения татар в 1240 г. Впервые упоминается в 1527 г.
В 1597 г. шляхтянка А. Гойская подарила монастырю чудотворную икону Матери Божьей, которую привез на Волынь в 1559 г. болгарский митрополит Неофит. В 1675 г. благодаря этой иконе турки отступили от монастыря (этому событию посвящена дума "Ой, взошла заря вечоровая"). Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Иова Железа (1602-51 pp.)
С 1713 до 1832 Почаевский монастырь был греко-католическим, принадлежал к Василианского Ордена. Именно в то время монастырь был больше перестроенный, в частности тогда был построен главный храм Лавры - Святоуспенский. В общих чертах проект собора подготовил Г. Гофман - архитектор второй половины XVIII века, родом из Силезии, представитель эпохи барокко. Поэтому его считали автором. Всю дальнейшую работу по строительству храма совершали львовские зодчие и скульпторы - братья Петр (умер около 1780 г.) и Матвей (ок. 1720-ок. 1800) Полейовский. Принимал участие и украинский архитектор Франциск Ксаверий Кульчицкий, который, кроме того, построил течение 1771 - 1783 гг в лавре трапезную и сформировал под Успенским собором террасу с парапетом. Общая композиция комплекса - террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением до главного акцента - Успенского собора. Главный фасад по католической традиции украшают две башни под углом 45 ° к главной оси, подчеркивает всефасадность собора - характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одной центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам казацкого. С 1730 г. действовала Почаевская типография, из которой вышло 187 книжек.
Гонения на монастырь в конце 1950-х-1960-е годы
На период правления СССР Никитой Хрущевым, активно проводил антицерковную политику, пришлись самые гонения на лавру от коммунистических властей. Целью гонений было тотальное и планомерное искоренение религии и монастыри попали под гонения в первую очередь. Процесс ликвидации монастырей началось в 1958 году, когда значительно повысился налог, установленный в 1945 году, на здания и монастырские угодья. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 4 тысячи рублей за одну сотку земли. Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли.
Вскоре, эти земельные участки, которые обеспечивали монастыре продуктами питания, были отобраны (Постановление Совета министров СССР от 16 октября 1961). В Лавры были конфискованы поля и сады, теплица и пасека, огород, сушилка, водокачка, состав и другое. В 1961 году у нее отобрали так называемый "архиерейский дом", находившийся на территории Лавры, «Святые ворота» с прилегающими к нему помещений, затем небольшой жилой корпус. В результате вообще были отобраны все здания, прилегающие к Лавре. В доме нынешней семинарии, стоящий у подъема к Святым Ворот, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Много ценных вещей и книг перешло в музей. Гостиница для паломников переоборудовали в психушку. Лавре было запрещено нанимать рабочих для работ в мастерских или для сельскохозяйственных работ. Запрещено было проводить любые ремонтно-реставрационные работы. Молодых монахов в монастырь принимать запрещали, старые справиться с работой не могли, тем более не были в состоянии платить грабительские налоги. Монастырь держался за счет народных пожертвований. Но власти нашли способ, как искоренить и народные пожертвования: упомянутой выше постановлением 1961 запрещались все «организованные паломничества к святым местам», изымались монастырские гостиницы, запрещалось также ночевать в монастырских церквях.
И такой «Мягкий» способ закрытия монастыря не сработал. Тогда власти начали прямой, жестокий давление на всех связанных с Лаврой людей: монахов, послушников, богомольцев. К монахам (несмотря на сан и возраст) монастыря милиция и КГБ применяли в данный период: жестокие физические и психологические издевательства, лишение прописки в монастыре, сфабрикованные медицинские комиссии (физически и психически здоровых монахов часто насильно забирали в психбольниц, обнаруживали в них несуществующих инфекционные заболевания , физически непригодных к службе в армии монахов, могли насильно забрать в вооруженные силы), побои и, наконец, суды, аресты, заточки до тюрьма и лагерей. Также беспощадные издевательства применялись и к верующим лавры, богомольцев, защитников монастыря. Жестоко карались те люди, которые помогали монастырю, или могли оказывать сопротивление незаконным действиям милиции и КГБ. Также верующим (даже паломникам) не разрешалось ночевать на территории монастыря, не разрешалось принимать верующим в свои дома на ночевку паломников.
В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совете по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными.
В 1961 году в Почаевской Лавре было 140 монахов, через несколько лет их осталось только 35. И все же монастырь выстоял, в чем сыграли роль такие выдающиеся факторы, как достаточно сильная устойчивость к гонениям среди тогдашних монахов и то, что монастырь был расположен не в большом городе, а в простом городке Почаев в глубине Украине, чем не обращал на себя особого внимания.
В 1965 году на празднование обретения честных мощей преподобного Иова Лавру посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. Он подарил обители список с Владимирской иконы Божией Матери.
23 июля 1975 в лавре с особым размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войны 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаивскои иконы Божией Матери. На празднование собралось много народу, огромной чередой подходили верующие для Елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздоровлюючы братию лавры с праздником.
В 1970-1980 годах Лавра все еще была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что еще весной 1985 представители высшей киевской власти вместе с Всесоюзным Комитетом Государственной Безопасности распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.
В 1975 году на Пасху в Лавре Божественную литургию по пасхальному чину Патриарх Румынский Юстиниан. В августе 1987 года Почаевскую Лавру посетил Константинопольский Патриарх Димитрий I, где он совершил Божественную литургию. 1988 года во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархив во главе с Блаженнейшим Василием, митрополитом Варшавским и всея Польши. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чем власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Еще в середине 1980-х годов Почаевская лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаивскои братии в это время немного увеличилась за счет иноков Сергиевой обители. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.
5 августа 1990 Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день ее посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988-1990 годы) начали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местной средней школе, а детский хор на Богослужения в Лавре.
1992 наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в отделении от Украинской православной церкви (Московского патриархата), которое позже переросло в "расколе" в середине Украинской Православной Церкви. Наместником лавры он пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относилась к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея в праздник Вознесения 1992 года, когда Яков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского, снятого с поста митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана (Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата) Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовала у Якова объяснить эти нововведения, ответа на этот наместник не дал. Ночью братия ударила в набат, вошла в покои Иакова вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь и с торжественным пением братии "Достойно есть" епископу Якову пришлось покинуть монастырь.
Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божией Матери возведен в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть ее бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословско школу, превращенную позже в Духовную семинарию. Бывшая психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрала своим наместником архимандрита Владимира (Мороза). Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, т.е. подчиненным управлению только Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира (Сабодана). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, отмостки двора перед Троицким собором. Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельница, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее. К 2000-летию Рождества Христова на лаврскому дворе была построена и освящена новая колокольня.
Почаевская лавра - одно из величественных в Украине мест паломничества 5 августа - Почаевской Божьей матери, Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) и преподобного Иова (10 сентября).
К ее святыням принадлежат: следует стопы Матери Божьей с источником целебной воды, ее чудотворная икона, мощи преподобного Иова, Амфилохия.
Свято-Успенский собор (1771-82 pp, арх. Г. Гофман)
Троицкий собор (1906-12 pp, арх. А. Щусев)
кельи (1771-80 pp.)
Архиерейский дом (1825 p.)
колокольня (1861-69 pp.) высотой 65 м
надвратный корпус (1835 p.)

Почаевская икона Божией Матери
Святые монастыря
Почаевская икона Божией Матери
Преподобный Мефодий Почаевский - первый настоятель и основатель (1220)
Преподобный Иов Почаевский
Преподобный Амфилохий Почаевский